ИЗ и ИЗО, предлог с род. п. Употребляется при указании на: 1. Место или предмет, служащие исходным пунктом начала движения или перемещения кого-л., чего-л. Аще ли бил попа или черньца или черницю, или изъгна нища из дому своего тща, пост 6 недель. Исповед., 414, 1450–1470е гг. Wÿtres jsmega won… [Вытресь из меха вон] Schutte denn Sack aus. Разг. Шрове, 101 об., 1546 г. А окроме тех ворот у рубежа на стене в Китайское государство ворот нет; изо всех государств ездят в те в одны ворота, в город в Широкалгу. Росп. Петлина, 47, 1619 г. И митрополитъ [Киприан] мнѣ [дьяку Гавриле Афанасьеву] сказалъ: присланъ де къ намъ изъ Полянъ мужикъ Яшка, а не Юшка, и тое приказчикову отписку взявъ у меня, митрополитъ отдалъ казначею да дьяку въ Казенной приказъ. Д. Новг. мит. Кипр., 6–7, 1633 г. У рѣки Шаквы по обѣ стороны въ воду и изъ воды на берегъ тропы пробиты. А. Кунг., 62, 1685 г. Ужели ты изъ обѣдны [è concione matutina]. Лудольф, 68, 1696 г. И свѣдали про тое его [доброго молодца] молодѣцкую вострую саблю во многихъ далныхъ ордах многие царевичи и с королѣвичи. И учали из далныхъ ордъ своих к добру молотцу послы посылати, чтобы сь его молодецкие вострые сабли сняти образецъ. Сказ. о некоем молодце, 238, XVII в. А какъ он писец из вотчины боярина кнзь Федора Федоровича поѣдет против челобитья сна твоего [В. В. Голицына] кнзя Алексѣя Василевича из диких пол земли межеват и какъ отмежуетъ и о томъ я [С. Игнатьев] к тебѣ гсдрю отпишу с ыными ездоками. Грамотки, № 254, XVII – н. XVIII в. > Из гостей. В гости на ногах. а из гостѣи на дровняхъ. Сим. Послов., 85, XVII в. > Из себя. А дикыи олени пупькы ис собя ронять по полю и по лесу. Х. Аф. Ник., 22, 1472 г. Дати кислово болящему молока тотчас выблюет и изнесет ис себя злое окормление и здрав будет. Леч. Котковой, 177, к. XVII в. Из уст. Со слов, без письменной опоры. Моя память не добра, трудно мнѣ изъ устъ [memoriter, aufwendig] учитъ ся. Лудольф, 67, 1696 г. > Выбиться из рук см. выбиться. > Из воли выступить см. воля. > Из глубины сердца см. глубина. > Из дверей см. дверь. > Из гостей прийти (ехать) см. гость. Глядеть из чужих рук см. глядеть. Голову из петли вынуть см. голова. Рвать из горла см. горло. || Место, являющееся точкой отсчета для пространственной локализации чего-л. Восточные вѣтры менши моря, из стороны своеи имѣютъ. нежели полунощные или западные. Назиратель, 120, XVI в. А с сторону подле нас двор Ивана Тарасова сына Мечева, а з другую сторону Михаила Кривского, а против из ворот в ворота Иванов двор Кучева. Сл. Каз., 93, 1554 г. Едучи в город, с правой стороны из угла подле стены от науголной Вешняковской башни да от казенного двора: Михайлу Бурцову, да ево детем… по две сажени человеку. Гор. России, 199, 1583 г. Около города обошла изъ моря протока и озеро, а въ старину тутъ было корабельное пристанище, и турки испортили. Арс. Сух. Проск., 26, 1653 г. || Место, служащее исходным пунктом отправки какого-л. сообщения, документа, письма и т. п. Что ты нам скажешь добренька <и>з города [sgorado, vth der stadtt]? Разг. Фенне, 217, 1607 г. Из Виницѣи июня въ 13 де пишут про Павия. ВК I, 144, 1631 г. Вѣсти из болшихъ табор июля въ 20 де. Там же, 191, 1638 г. Писал ко мне [гетману Д. Многогрешному]…князь Григорей Григорьевич Ромодановской из обозу ис под верху Сосенки. РД II2, 124, 1670 г. Въ нашемъ великого государя указѣ изъ приказу оружейные палаты въ новгородской приказъ написано. А. Кунг., 40, 1678 г. || Место, из которого что-л. вытекает. Парить долго въ котлѣ не великимъ жаромъ, и что утаетъ, то изъ котла дирою выйдетъ. Торг. кн. (С), 130, 1575–1610 гг. Вопросъ: егда у кого изъ носа или изъ зубовъ кровь идетъ, можно-ль ему служить, и кровь изъ зубовъ можно-ль помыть? Арс. Сух. Проск., 46, 1653 г. || Место расположения чего-л. Египетъ стоитъ на ровномъ мѣстѣ, не яко Царьградъ изъ холмовъ; здание города и домы и торги все каменное, стройно гораздо. Арс. Сух. Проск., 38, 1653 г. || Место, являющееся главным по отношению к другому месту. А будетъ впередъ хотя и быти на Углечѣ Богоявленскому монастырю, и тотъ монастырь будетъ выставка исъ того жъ Олексѣевъского монастыря, а дати будетъ толко мѣста, гдѣ поставить одинъ монастырь. А. Угл., 17, 1610 г. + из XVI в.: А. Лодом. ц., Дворц. зап., Дипломат.4, Назиратель, Нижегор. док., Посл. Ив. Грозного, Разг. Шрове, Ридли, Ст. сп. Воронцова, Ст. сп. Новосильцева, Ст. сп. Писемского; XVII в.: Авв. Ж., Авв. Кн. толк., Авв. Письма, Азб. о гол. и небог., А. писц. д., АХБМ II, Былины XVII–XVIII вв., ВК III, ВК V, ВК VI, Вологод. док., Двор тур. султ., Джемс, ИНРЯ, Кн. корм. Кир.Б. м., Кн. сеунчей, Кн. судов. и лодейн. отпусков, Копенг. разг., КЧ, Мат. Корочан. прик. избы, МДБП, Моск. письм., Обиходник Никифорова, Песни Р. Д., Пам. Влад., ПНРЯ, Поход Лисовского, Пск. писц. кн. II, Разг. Невенбурга, Разг. Хеймера, РБС, РД II2, РД IV, Россия и Восток (Инд.), СиД, Сим. Послов., Сказ. Авр. Пал., Сл. Мангаз., Сл. Каз. 21, Сл. Каз. 22, Сл. Каз. 23, Сл. Каз. 24, Сл. Перм. I, Сл. Том., Ст. сп. Байкова, Фрагмент, Хоз. Мор. II, ЧГВ; изо XVI в.: Гор. России, Ст. сп. Новосильцева; XVII в.: Авв. Письма, А. посад. люд., ВК V, Кн. сеунчей, Пск. писц. кн. II, СиД, Сказ. Авр. Пал., Сл. Перм. I, Хоз. Мор. II; ис XVI в.: Аноним. разг., Гор. России, Нижегор. док., Сл. Каз., Ст. сп. Воронцова, Ст. сп. Новосильцева; XVII в.: А. писц. д., А. посад. люд., Былины XVII–XVIII вв., ВК I, ВК IV, ВК V, ВК VI, Вологод. док., Каргоп. челобитные, Кн. сеунчей, Моск. письм., ПНРЯ, Пов. о Шемякин. суде, Разг. Хеймера, Росп. Петлина, РД IV, Рус.-грузин. отн. II, Сим. Послов., Сказ. Авр. Пал., Сказ. о куре, Сказ. о попе Саве, Служба кабаку, Сл. Каз. 21, Сл. Каз. 22, Сл. Каз. 23, Сл. Каз. 24, Хоз. Мор. II, Швед. д.; ись XVII в.: ИНРЯ.
2. Место происхождения кого-л., чего-л.; проживания, службы кого-л. Се язъ князь Андрѣй Васильевичъ пожаловалъ есмь Троецкаго игумена Васьяна зъ братьею… кого къ собѣ перезовутъ людей въ ту деревню не изъ нашее отчины, великого княженья, ино… тѣмъ людемъ пришлымъ не надобѣ имъ ямъ ни подвода ни мытъ ни тамга. А. Угл., 1, 1466 г. Здесь ми [великому князю Ивану Ивановичу] били челом старец Онфилофей ис Паисеина манастыря от Пречистые Успения чудотворныя в архимандричеи место и во всей братьи, а сказывает, что де хотите [наместник Т. М. Плещеев и тиун М. Бирилев] у них грамот рушить жалованные отца моего. Дипломат.4, 44, 1485 г. Iskotory semly twoi towar [Ис которы земли твои товар?] Wat landes Ist dyne war. Аноним. разг., 82, сер. XVI в. IsKotoroi (!) ty semli Rodom [Ис которои ты земли родом] / wat landes bist gebordych. Там же, 94. Д[вор] Василья Писарева, жывет в нем Офонаско Трегубов овчинник из черные слободы. Гор. России, 81, 1579 г. Да велѣл ты гдрь [царь Федор Иванович] быти у своего гдрва у городовога дѣла на Воронежи плотником из украенских городов с Тулы с Михаилова и с Пронска и пронъския гдрь плотники… с Воронежа всѣ збежали. Пам. южн. в.р. нар., 53, 1594 г. А отъ боярина и воеводъ и отъ дьяковъ изъ съѣзжей избы для того перебѣжчика [Юшки Колодицкого] многажды подьячие и недѣльщики, приходя къ намъ [дьяку Гавриле Афанасьеву с товарищами] въ приказъ, спрашивали. Д. Новг. мит. Кипр., 6, 1633 г. А они государевы даные бояринъ и дворецкой и дьякъ весь Софийской домъ вѣдали во всемъ, а сверхъ того промежъ митрополитовъ изъ государевыхъ приказовъ бояря и воеводы и дьяки тотъ Софийской домъ вѣдали денежную и всякую казну и запасы и всякой животъ переписывали. Там же, 8. || Источник зарождения, появления чего-л. Иногда ж из сѣмене худого доброе древо возрастаетъ. Назиратель, 196, XVI в. А в лесу на поле, блиско лесу, два дуба из одного корени – на одном дубу грань. Сл. Каз. 21, 79, 1603 г. А от осины на две березы из одного корени ― на одной грань. Там же. Прокимен Из чрева прежь денница родих Тя: клятся Господь и не раскается. Обиходник Никифорова, 60, 1656 г. || Учреждение, являющееся местом составления какого-л. документа. А в памяти из Болшова приходу за приписью дьяка Третьяка Григорьева написано. Дипломат.4, 105, 1575 г. Велѣно выписати исъ памяти… исъ Помѣсного приказу напередъ сего, что за княземъ Иваномъ Куракинымъ… далныхъ и подмосковныхъ помѣстей. МДПП, 54, 1626 г. Въ субботу Пятидесятную бываетъ кормъ рядовой… а братия прочитаютъ всѣ списки родителей преставльшихся изо всѣхъ церквей, на панихидѣ вечеръ и на утрени всѣхъ православныхъ крестианъ, иже здѣ лежащихъ и повсюду православныхъ. Стол. обих. Волокол. м., 19, 1648 г. Многие, государь, въ денгахъ росписки и выписки и изъ розных Приказовъ памяти… розпропали. ЧГВ, 245, 1672 г. + из XVII в.: Новг. док. (Шв.).
3. Место временного пребывания, нахождения кого-л., чего-л. А из спальни белокаменной палаты ото сна тут царица пробужала. Ист. песни, 90, XVI в. Украли у меня [попа Ивана] …изъ лугу съ ужища лошедь. А. Кунг., 11, 1668 г. || Место, из которого извлекается что-л. А тот гсдрь Федор взял… из лорца (!) сорок рублев денег а не вѣдоям [елецкие целовальники] на што. Пам. южн. в.р. нар., 95, 1617 г. Салдацкого строю служилые люди приходятъ на Коломенской кружечной дворъ и продаютъ вино изо флягъ въ чарки явно. АИ IV, 198, 1653 г. В ужине братии ясти хлеб ис хлебни, шти, молоко или каша, квас в больших чашех с меньшего погреба. Обиходник Никифорова, 125, 1656 г. Не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить. Каляз. челоб., 65, XVII в. А нашивки де и паворозы ему [Микитке Гаврилову] дала, вынявъ изъ пристѣна, татарка дѣвка Кулпика. А. Кунг., 10, 1668 г. Нанял павозокъ для приступу и мостов топлои из воды поташъ добывать. Тетрадь прих.-расх., л. 3 об., 1673 г. Того ж поташу добыто из воды пяддесят бочекъ. Там же, л. 4. Зъ гумна де Федки Гонкова хлѣбъ молоченой изъ вороху онъ Елфимко… зъ братомъ (своимъ) Никишкою покрали. А. Кунг., 240, 1696 г. || Место, из которого освобождается кто-л. Умилосердися, государь [Б. И. Морозов] …вели… меня [Миронка Иванова] из тюрьмы свободна учинить, не вели голодною смертью уморить. Хоз. Мор. II, 131, 1650 г. + из XVI в.: Дипломат.4, Сл. Каз.; XVII в.: ВК VI, Вологод. док., Кн. сеунчей, Обиходник Никифорова, РД IV, Сказ. о крест. сыне, Сл. Каз. 21; ис XVI в.: Аноним. разг., Дипломат.4, Гор. России; XVII в.: Былины XVII–XVIII вв., Вологод. док., ИНРЯ, Кн. сеунчей.
4. Объект, от которого отделяется какая-л. его часть. И брат будет их [Михаила и Тимофея] Никитка от отца и от них от братьи своей поместьем отделен, а досталось будет на его выть полтретьинадцаты обжи из отца их поместья. Сл. Каз., 93, 1556 г. А руги идет из Дмитриевские казны на год по рублю человеку денег да по две чети ржи. Гор. России, 174, 1588 г. Велено дозрити, что было за служилыми новокрещены за толмачом за Троаком, да за [Тох]тамышем да за Колкаманом… пашни и лесу и всяких угодей, а дозрив велено уделити Саве Дербышалееву из новокрещенского из Тохтамышенского жеребья по 7-ми четв. в поле, и в дву по тому ж. Сл. Каз. 21, 79, 1603 г. И по селамъ по всѣмъ даютъ милостыню во всей мирской вотчинѣ: попомъ по алтыну, диакономъ по 4 деньги, пономаремъ и просвирницамъ по деньгѣ, а нищимъ всѣмъ по полуденьгѣ, гдѣ ихъ колько ни есть, а деньги емлютъ старцы изъ казны. Стол. обих. Волокол. м., 8, 1648 г. Буде ани [крестьяне села Мурашкина] землею в [пашне и в] сенных покосех и всяким угодьем [повер]станы с приселочными и з деревенскими ровно, и их, сельских крестьян, велеть и в оброке моем [Б. И. Морозова] поверстать, только б из моего денежного збору из окладу не убыло. Хоз. Мор. II, 138, 1650 г. На Колмогорах и у Арханьгелсково города печено хлѣбов про себя и про покручеников пол четверта куля из мнстрьского запасу. Кн. орлов. промысла, л. 4 об., 1658 г. Въ прошломъ де во 182мъ году билъ челомъ намъ великому государю углеченинъ Трофимъ Петровъ сынъ Баранчѣевъ о монастырскихъ ихъ вотчинныхъ пустошахъ Архангелского монастыря что въ Бору, что приписанъ по нашему указу къ ихъ Воскресенскому монастырю, въ Углецкомъ уѣздѣ въ Городцкомъ стану о пустоши Носовой, а Падово тожъ, съ пустошми изъ порозжихъ обводныхъ земель. А. Угл., 23, 1675 г. Ис тех же твоих [Пазухина] днгъ из досталных далъ на нужду члвку твоему Ивашке гривну. ИНРЯ, 153, 1693 г. На Колмогорах передѣлывал поваренных два котла болших варчих наново. пошло вновь в прибавокъ мѣдени да котел из желѣзнои казны. ветхие вѣсом десят фунтовъ. Кн. судов. и лодейн. отпусков, л. 4, 1697 г. Изъ той трети половину 65 руб. доправить на головѣ Евтифейкѣ Веселковѣ. А. Кунг., 19, 1698 г. ― в сатире. Научил он, архимарит, понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить, и оне плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили. Каляз. челоб., 65, XVII в. || Совокупность, группу лиц, из которой выделяется какое-л. отдельное лицо. А хто чрез сю грамоту из роду моего из племени ся вступит… и тому от нас [Ловчиковых] быти в здешнем веке и будущем прокляту. Дипломат.4, 109, 1548 г. Вели [Т. С. Лихутин] взять обыщика ис приказных подячих или ис площадных добрава члвка. ИНРЯ, 176, 1680 г. А какъ де заказщикъ попъ Иванъ к нему [пречистенскому попу Никифору] по неѣ [крестьянку Феколку] присылал и еѣ де Феколки у него в то число не было. а ис тѣхъ посылных людеи понамаря Федку Анисимова не бивал. Пам. Влад., 206, 1683 г. У приказщика адинацат овец ис тех овец одное волъкъ унес. ИНРЯ, 245, XVII – н. XVIII в. > Лучший из лучшего. Хто ловилъ красную рыбу семгу… и вы бъ своего рыбного промыслу десятинную рыбу на государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии отъ девяти десятую, изъ лутчей лутчую… отобравъ, привезли къ городу тотчасъ. А. Лодом. ц., 167, 1601 г. || Объект, на который направлено действие исключения, удаления какой-л. его части. А поминати им [монахам Изосимина монастыря] душу отца моего [А. А. Спечева] инока Ортемья и мою душу, докуды монастырь стоит, а ис списка и из синаника из повседневнаго не выписать и ни загладить, докуды монастырь стоит. Дипломат.4, 84, 1563 г. ― в сатире. [Бражник Иоанну Богослову:] Любо ты, господине, слово свое из еуангелия вырежешь, или руки своея из еуангелия отпишися. Пов. о бражнике, 109, XVII в. + из XV в.: Судебник 1497 г.; XVI в.: Гор. России; XVII в.: А. Кунг., Арс. Сух. Проск., Вкл. Новоспасск., Вологод. док., Д. Новг. мит. Кипр., МДПП, Пск. писц. кн. II, РД II2, РД IV, Сказ. Авр. Пал., Сл. Каз. 22, Сл. Каз. 23; изо XVI в.: Гор. России; XVII в.: Новг. док. (Шв.), Пск. писц. кн. II, Сл. Перм. I; ис XVI в.: Гор. России, Нижегор. док., Сл. Каз.; XVII в.: Вологод. док., РД II2, РД IV, Рус.-грузин. отн. I, Сказ. Авр. Пал., Сл. Каз. 21, Сл. Каз. 22, Сл. Каз. 23. Ср. изо-со.
5. Материал, используемый для изготовления, получения чего-л. В буханѣ же Бутъ вырѣзанъ ис камени, велми великъ. Х. Аф. Ник., 18, 1472 г. А сказываютъ въ Брабанѣ всякое морское сало въ бочкахъ продаютъ по 4 рубля и дороже бочку; а и дѣлаютъ изъ того сала мыло. Торг. кн. (С), 130, 1575–1610 гг. А дѣлаютъ изъ сала сальныя свѣчи; а съ тѣми свѣчами дѣлаютъ въ погребахъ бархаты и камки. Там же. Понеже та палатка, еже зовется гробъ Христовъ, вся снаружи и внутри та лавочка, на ней же тѣло Христово лежало,― все то изсѣчено изъ единаго камени самородного. Арс. Сух. Проск., 145, 1653 г. А летом носят [китайцы] шляпки маленькие же, плетены ис камыша. Ст. сп. Байкова, 138, 1658 г. ― В пословице. <И>з чужой кожи [Jstzuszoi koszi, uth eyneß andern hudt] ремень добро вырѣзать ― не бол<и>т. Разг. Фенне, 470, 1607 г. Из чужеи кожи [Jstzoeseij koschi, uijt ander mans leer] хорошо широко ремене (!) кроит. Разг. Хеймера, 18, 1696 г. ― в составе сравн. Што. из дуба масло. Сим. Послов., 157, XVII в. ― в сатире. Около постели: полог браной из материи поганой и тот изодраной. Росп. прид., 130, XVII в.
6. Предмет, при помощи которого производится какое-л. действие. А в те поры [когда И. Новосильцев подъезжал к Кафе] …ис пушек стреляли и по набату и по накром били и в сурны играли. Ст. сп. Новосильцева, 69, 1570 г. А как солнышко за лес сядет, и караульщики ис трех пищалей выстрелят трежды зушно. Росп. Петлина, 47, 1619 г. И для того ис пушок на радости стреляли и молебны пѣли. ВК I, 144, 1631 г. И егда шел путем, наскочил на меня он же [начальник] паки со двема малыми пищальми и, близ меня быв, запалил из пистоли, и Божиею волею на полке порох пыхнул, а пищаль не стрелила. Авв. Ж., 61, 1675 г. + из XVI в.: Гор. России; XVII в.: Сказ. Авр. Пал.; н. XVIII в.: Сл. Перм. I; изо XVII в.: Сказ. Авр. Пал.; ис XVI в.: Гор. России; XVII в.: РД II2, Сказ. Авр. Пал.
7. Состояние или общественное положение кого-л., чего-л., прекращаемое в результате каких-л. действий. А холопа полонитъ рать татарскаа, а выбѣжитъ из полону, и онъ слободенъ. АИ I, 155, 1497 г. Которые монастырьские и церьковные земли по выписи резанских же писцов в нагодчине по архимандричим и по игуменским и по поповским грамотам за детми боярскими были, и те все… земли велено писцом написати за монастыри, а у детей боярских из нагодчины те земли велено взять. Дипломат.4, 156, 1559 г. Isos Christos syn bosy sa nasse grechy stradal W tretoy den Ismertwych woskres Tomu Raduimesa Y weselmesa [Исус Христос сын Божий за наши грехи страдал в третий день из мертвых воскрес (van doden vp gestaen) тому радуемся и веселимся]. Аноним. разг., 5, сер. XVI в. Да в Холму же около посаду пашенные земли двенатцать обеж, вышла изо лготы в восмьдесят втором году. Гор. России, 156, 1575 г. Из[ъ] рабы. out of service. Ридли, 161, 1599 г. Сказывал де уфинскому иноземцу Андрюшке Леонтьеву уфинской башкирец Мряско ― идут де из-ызмены их братья башкирцы под [т]вою великого государя самодержавную высокую руку дворов з 200, и пошли де степью вверх по Волге реке. Сл. Каз. 23, 76, 1671 г. А выборнова сын Мишка ныне гсдръ обявился из бунту пришел. ИНРЯ, 236, XVII – н. XVIII в. > Из бегов (прийти) см. бег. + из XVII в.: СиД, Обиходник Никифорова; ис XVII в.: РД II-2, РД IV, Рус.-грузин. отн. I.
8. Источник каких-л. сведений, информации о чем-л. Толко в Датцкои землѣ еще нарочито ведетца какъ ты гсдрь [О. Пасберг] из вестовых листов выразумеешъ. ВК II, 191, 1644 г.
9. Причину чего-л. Is Krutziny da suboty (!) tzoloweck star budet [Ис кручины да заботы чоловек стар будет] / Vth kummer Vnnd sorge wert die mensch oldtt. Аноним. разг., 91 об., сер. XVI в. А приказной твой государев [Б. И. Морозова] человек Андрей Фролов приезжает к нам [крестьянам села Сергача], с[иротам], на время через 2 недели на един день, и нас, с[ирот] т[воих], из дров и золы бьет батоги нещадно. АХБМ II, 84, 1659 г. А иной [старец] тутъ [у ворот церкви в Вифлееме] радъ будетъ изъ хлѣба одного сидѣть. Арс. Сух. Проск., 58, 1653 г. > Без (из) вины виноват(ы) см. виноватый. > Слаться из виноватых(а) см. виноватый. + из XVII в.: Ерш. Ерш., КЧ, МДБП, МДПП, Пам. южн. в.р. нар., ПНРЯ.
10. Условие, на основании которого осуществляется какая-л. работа, деятельность или передача чего-л. в чье-л. пользование или собственность. Двор Трухинской Останина, а ныне пашет его поп Еуфимей изс (!) тягла. Гор. России, 97, 1563 г. Лав[ка] монастырская, торгуют из найму. Там же, 127, 1583 г. И та де мельница после тово отдана тем крестьяном из наддачи, а наддали де они мне [Б. И. Морозову] 5 руб. 14 алт. полчетверты деньги, и та мельница стала в оброке в 20ти руб. Хоз. Мор. II, 134, 1650 г. А у нас, сирот, и сию пору вымолных денег нет ничево, и на твои [Б. И. Морозова] государевы винокурни запасу не намалываем. И учали мы, сироты твои государевы, молоть запас на иных хозяйских мельницах из найму. Там же, 137. Мужъ ея [Федосьи] ималъ у него [Ефремки] …лошадь въ наемъ, а не исъ прокорму. А. Кунг., 124, 1686 г. > Из (какого-л.) оброку. На условии внесения денежной или натуральной платы. А про яровую пашню сказалъ Игнашко… что онъ пашню подъ ярь отдалъ изъ денежного оброку, для того что самому ему тое пашни сияти (!) ничимъ. ДТП II, 457, 1609 г. И велеть ему [кадашевцу С. Г. Баженову] на той поварне вино сидеть из оброку в подряд на государевы кружечные дворы в своем хлебе и своими судами и дровы. АХБМ II, 132, 1660 г. Вели, г[осударь], тае квасницу в селе Якшени мне, сироте своему [крестьянину Я. С. Колмакову], отдать на 5 лет без перекупу из аброку по 15 руб. на год. Там же, 143.
11. Дату, событие или отрезок времени, от которого ведется отсчет. И я из первых лет ел рожь немолотую вареную, покамест чево было. Авв. Письма, 188, 1664 г. > Изо дня в день. На протяжении какого-л. отрезка времени. А лежал [Федор Федоров] изо дни в ден (!) неделю и понавълен и причестен и маслам соборыван. Моск. письм., 293, 1654 г. > Из году в год. С каждым годом. И въ тѣ поры церковной и домовой казнѣ изъ году въ годъ прибывало по тому, что береженье и крѣпость ей и правда въ дѣлахъ великая была. Д. Новг. мит. Кипр., 8, 1633 г. > Из утра. С утра, рано утром. Со всякою мяхкою рухледью поставил к ним приставов и острожные ворота запер из утра и держал в ся поры три дни. Сл. Том., 80, 1643 г. > Из (от) века (веков) см. век. > Из давных(их) лет см. давный и давний. > Из детска см. детский. + з XVII в.: ВК III, РБС; из XVI в.: Посл. Ив. Грозного, Ст. сп. Писемского; XVII в.: АХБМ II, ВК III, Кн. Поганкина, МДБП, Пам. Влад., РБС, Ст. сп. Байкова.
12. Способ, образ действия. Посылали, государь, призывать в Томской город, чтоб их из ласки оманом призвать за есаком кузнецким татар, и оне, государь, в Томской город не пришли. Сл. Сибир., 52, 1608 г. > Из воли см. воля. > (Взять) из доимки см. доимка. + из XVII в.: Пов. о Шемякин. суде, Пск. писц. кн. II, Сл. Мангаз., Сл. Том.; н. XVIII в.: Сл. Перм. I.
13. Отношение чего-л. к чему-л. List Isdrewa [Лист из древа]. Ein blat van bome. Аноним. разг., 31, сер. XVI в. Где дно <и>з бочку (!) [dno sbotzku, de boddem van der tunnen]? Возьми да вставь в бочку. Разг. Фенне, 426, 1607 г. А каков лист Арчила царя меретинского царица Екатерина писала к великой государыне благоверной царице и великой княгине Наталии Кириловне, ис того листа перевод поднес ей, государыне, в селе Воробьеве боярин князь Василей Васильевич Голицын августа в 12 день. Рус.грузин. отн. I, 240, 1683 г. > Изо многа много. Слишком, чрезмерно много. Катер[ина]: …Яз тобя не опродамъ, яз тобѣ скажу однѣм словом, дай за то 11 ефимков с полефимкою, толко произволишь. Данил[о]: Толко не изо многа много? Катер[ина]: Никакъ воистинно, что ты мнѣ даешъ? Копенг. разг., 41, сер. XVII в. || Отношение части текста к целому тексту. А на дверех Пречистая на престоле со Архангелы да в кругу Аврам, Исак и Яков, да внизу писаны притчи ис Прологу. Сл. Каз., 97, 1568 г. Челобитье печерского архимарита Митрофана и келаря старца Гурья зъ братьею о печерскомъ бобылѣ о Гаврилкѣ Олуферьевѣ, что ево притягиваютъ во Псковѣ въ посадѣ, и изо Уложенья выписка, и челобитье псковскихъ земскихъ старостъ, и посадцкихъ людей про того Гаврилкину торговлю скаски, не вершено. Пск. писц. кн. II, 104, 1653 г. Наши (!) пасторъ казание не здѣлаетъ после обѣда, толко стихи поютъ и главу читаютъ из нового завѣта [caput é novo testamento legunt]. Лудольф, 69, 1696 г. + из XVI в.: Гор. России; XVII в.: ВК VI.
Вар. изо, ис, ись.