ИМЕТЬ, несов.; действ. прич. имеющий, имущий, имеяи, имый; дееприч.: имея, имеючи, имуще. I. Как знаменательный глагол. 1. что. Обладать чем-л., владеть как собственностью, пользоваться, распоряжаться. По апостолу же, имуще пищу и одѣяние, сими доволни будете. Дм., 34, XVI в. Вси имущеи сребро и злато, сосуды и одежда отдааху на закупы. Сказ. Авр. Пал., 106, н. XVII в. И по тому, что наперед сего великого государя нашего… его царского величества подданные торговые люди имели вольной торговой двор в Колывани, також и ныне по Тявзинскому и Выборскому договору им очищену и дану быти двору доброму и месту к тому в Колывани. РШЭО, 25, 1617 г. А ты [Ф. П. Морозова], душе, много ли имеешь при них [своих богатствах]? Разве мешок, да горшок, а третье лапти на ногах. Авв. Кн. бесед, 127, 1675 г. [Архиепископ Татьяне:] Толко, госпоже моя, не имею никакой иные одежды, какие в мире носят. Пов. о Карпе Сутулове, 117, XVII в. В ню же нужу терпеша глад и наготу и скорбь всяку, не имеяху ни подстилания мягкаго, ни одеяния тепла, ни под главою зголовья, но, яко пси свернувся, искаху себе запечна места. Служба кабаку, 63, XVII в. Крылоские люди живут небогато, а нажитку у себя имеют только лошка да плошка. Каляз. челоб., 69, XVII в. А платить нечемъ единые копеики в доме не имею [Д. Каменщиков]. Грамотки, № 322, 1702 г. ― образно. Зубъ грызетъ что иметъ: а рука емлетъ что досяжетъ. Сим. Послов., 105, XVII в. ― О месте проживания. А зъ службы мы [иноземцы] приволочемся, и мы… тѣ лошади продаемъ на бесцѣнокъ, потому что… не имѣемъ себѣ приюту. Шумаков. Сотницы IV, 40, 1640 г. А живет оная невеста у просвирни, которая не имеет места, за Яузою на Арбате. Росп. прид., 131, XVII в. И та столника Нардина Нащокину дочь Аннушка приказала мамке своеи, чтоб она ехала ко всем дворянам, которые во близости тои вотчины столника Нардина Нащокина имеют жителство. Пов. о Фроле Скоб., 156, XVII в. > Иметь у себя. Рече же кур лисице: Госпожа моя лисица, человек ты еси не ратной и ратного оружия у себя не имееши. Сказ. о куре, 76, 1я пол. XVII в. > Иметь при себе. Скрытно хранить. Убоги же в то время стал всех позади, имел при себе в шапке в платке камень заверчен. Пов. о Шемякин. суде, 26, 2я пол. XVII в. Пожалуи [И. И. Киреевский] сие писание изволь имѣт при себѣ никому не яви. ИНРЯ, 38, 1716 г. Иметь венец на главе. Быть коронованным на царство, являться монархом. Великому государю высокоместному, на главе венец имеющу… князю Алексею Михайловичу юргенского Анавша-Магметь-Батыр хана посол Палван Кулыбек бьет челом. РД III, 293, 1662 г. Не иметь где головы приклонить см. голова. Не иметь где главы подклонить см. глава. || Обладать возможностью осуществления, использования. Такъже гсдрю курфирсту в арцыбискупстве и в бискупствахъ чиновнымъ людемъ и подданнымъ ихъ имѣющие право и поволности а особно извыклую непремененную вѣру по Аузбурскому исповѣданью в цѣле оставить. ВК IV, 45, 1648 г. + XVI в.: Сл. Каз.; XVII в.: Авв. Кн. толк., ВК II, ВК III, Двор тур. султ., Лудольф, Ст. печ. пр. Ср. имать.
2. кого. Быть в каком-л. (родственном, подчиненном и т.п.) отношении к кому-л. Злу жену имѣя учить ея умѣя. Сим. Послов., 105, XVII в. > Иметь у себя. И мнѣ [протопопу Семеону], г[осударь], того своего бобыля [Ф. Матвеева] смирить было не кѣм, людей у себя и дѣтей не единаго человѣка не имѣю. СиД, 35, 1626 г. Имея же у себе той купец единороднаго сына своего именем Савву двоенадесятолетна возрастом. Пов. о Савве Грудц., 83, 60е гг. XVII в. А егда в попах был, тогда имел у себя детей духовных много,― по се время сот с пять или с шесть будет. Авв. Ж., 60, 1675 г. Бе некто гость велми богат и славен зело, именем Карп Сутулов, имеяй жену у себя, именем Татиану, прекрасну зело. Пов. о Карпе Сутулове, 114, XVII в. || Располагать кем-л. Добро есть друга имѣти на чюжеи земли, καλὸν ἔνε νὰ εἴχῃ κανεὶς φίλον εἰς ξένον τόπον. Речь тонкосл., 23, XV в. || Считать кого-л. кем-л., относиться к кому-л. определенным образом. Вступитца в мою бѣдность и побит челомъ праведному гсдрю обо мнѣ [заключенном Мамонке Иванове] бѣдном нѣкому члвченко бѣдно беспомощнои и безаступнои не имѣю себѣ бѣднои помощника и заступника окромѣ Бга да вас гсдреи своих. Арх. Пожарских, 205, 1648 г. Да он же, Офонасей, государевых служилых двух человек взял во двор к себе сильно… А те все люди, кроме государя, помощника себе не имеют. Авв. Письма, 191, 1664 г. Не безчествуй, чадо, богата и убога, и имей всех равно по единому. Пов. Гор.-Зл., 105, XVII в. + XVI в.: Дм.; XVII в.: Сл. Том.
3. кого, что. Содержать, обеспечивать содержание (зависимых людей, войска и т.п.) для каких-л. целей, нужд. Почал… говорить голова… яныческой: …Имеет он, государь [персидский царь], у себя рати многия. Пов. аз. ратн. сид., 65, 1642 г. А мы, великий государь, наше царское величество, милостиво вас, атаманов и казаков, яко верных в нашей великого государя и всенародной службе непременно имеям и во всяких недостатках по Бозе помощию и милостию не оставим. РД I, 94, 1667 г.
4. что. Обладать чем-л. в качестве своей (неотъемлемой) части. Struck Jest ptitza podobigem serawlim. No welicka a Ymiat vseba Kopyta. Yacko wolowy. Y seleso posyraget Struffockamil sowetsa. Schtrauß. Струк есть птица подобием жеравлим. но велика а имат у себя копыта. Яко воловы. а желъзо пожирает. струфокамил зовътся (!). Аноним. разг., 34 об., сер. XVI в. А о иномъ еще да умолчимъ, понеж невмѣсно бываетъ слышащимъ. а имѣяи уши слышати да слышитъ и разумѣваетъ въ прикрытыхъ словъ. Дм., 35, XVI в. И поднеслые [деревья] бывают немного лѣтораслеи у долу и на низу имѣючи. Назиратель, 227, XVI в. Аще ли есть глубоко червь то меду полож на платъ и привеи на ночь да изыдет… аще много жерел имеет то есть плодовита [язва] розжечь труд положить обапол жерелы и горитъ труд дондеже измолвит псалом помилуи мя боже до конца. Леч. Перетца2, л. 244 об., к. XVII в. – н. XVIII в. Кобыла не имеет ни одного копыта, да и та вся разбита. Росп. прид., 130, XVII в. ― в составе сравн. [Петр и Семен откупщику:] Как псу гладному или волку несыту, имущу гортань восхищати от пастырей овцы, так тебе бросаем золото, как прах. Ст. сп. Потемкина, 237, 1669 г. ― О состоянии такой неотъемлемой части. Но всегда выростает дерево хужшее какъ то есть осина или береза, и иные послѣднеишие дерева. а причина и вина того есть та что корения дерева старого, уже бываетъ запеченое и твердое поры или диры изшествии имѣючи затвореные. Назиратель, 248, XVI в. Потом же, возвед [лисица] око свое ясное на курово древо прекрасное, и виде ево, кура, печална суща, слез полны очи имуща. Сказ. о куре, 79, 1я пол. XVII в. Телеса же своя наготою одеяша, срамные уды обявиша, не срамляху бо ся лица человеча, не пекущеся о житейских, но чрево имуще несытно, пьянства желая всегда упиватися и, яко болван, валятися и досаждати человеком нелепыми глаголы, приемлюще побои и ударения и сокрушения костем. Служба кабаку, 63, XVII в.
5. что. Заключать в себе, содержать. Духъ имѣетъ яко корица свѣжая. Травник Любч., л. 160, 1534 г. Хлѣбъ середнии а по мѣре мокроту имѣющии которыи огнь в печи ровно проходитъ, и проимует, а к тому свѣжь но не теплыи. тои наилутчии есть. Назиратель, 478, XVI в. Восточные вѣтры менши моря. из стороны своеи имѣютъ. нежели полунощные или западные. Там же, 120. Коли конь смѣшается со ослицею. тогды опять от него инои род происходитъ какъ то суть мулове и бурдове малую розность от конеи имѣючие. Там же, 250. ― в чем. Вода которая спадаетъ с высокихъ мѣстъ. и имѣет ли в собѣ доброти выше воспомяненые сицевая есть лучшая. Назиратель, 126, XVI в.
6. что. Получать. От неи [водности] таково ж женщины неудобное зачатие. но еще неудобнѣишее, и болѣзнеишее рождение сѣмене имѣют. Назиратель, 131, XVI в. При сем на преславных великороссийских и малоросийских скипетрах счасливо царствующему на многа лета, при всяких радостных утешениях и мирном житии пребывания, над врагами и неприятельми победы и одоления от всесильного Бога и пресвятые Богородицы, скорые християнские заступницы, за умолением ея, верно имети желаю [гетман Д. Многогрешный] …яко верный подданный и слуга нижайший. РД II2, 113, 1670 г. Они писцы… служекъ и половниковъ… на Устюгъ волочатъ и въ приказной избѣ держать, намучивая на нихъ сказки, чѣмъ бы имъ впредь имѣтъ очиска. ДАИ X, 297, 1683 г. Ббрашно (!) добро имѣть по пашне. Сим. Послов., 78, XVII в. Нне ни от ког ж себѣ [Ф. Бородину] ни малое помощь никакие не имеем. Грамотки, № 3, XVII в. || Брать. А посулов не имети в суде. Судебник 1589 г., 413. Лисица рече: Многия из них долговременно скорбеют, того ради лекарство у меня имеют и емлют. Сказ. о куре, 94, 1я пол. XVII в. + XVI в.: Разг. Шрове.
7. что, чего. Обладать какой-л. характеристикой. Душевную бо чистоту имѣти и безстрастие телесное, ступание кротко, гласъ умѣренъ, слово благочинно. Дм., 30, XVI в. И всегда убо царем подобает обозрительным быти овогда кротчяйшим, овогда же ярым; ко благим убо милость и кротость, к злым же ярость и мучение. Аще ли же сего не имея, то несть царь. Посл. Ив. Грозного, 201, 1564 г. Смущены бо бышя первоначальствующеи державы его к нему [царю], и двоемыслен к ним разум имея. Сказ. Авр. Пал., 120, н. XVII в. Кур рече… Вижду бо тя [лисицу] зверя не проста суща, но великаго разума имуща. Сказ. о куре, 80, 1я пол. XVII в. Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола, живый во Афинах, прежде, даже не прийтти в веру Христову, хитрость имый ищитати беги небесныя. Авв. Ж., 55, 1675 г. Отъ самого своего малого возраста, ей, несребролюбивъ, ниже вещелюбивъ нравъ имѣхъ. ЧГВ, 162, 1672 г. Не лсти ты межь други и недруги, не имей ты упатки вилавыя, не вейся змиею лукавою, смирение ко всем имей. Пов. Гор.-Зл., 109, XVII в. Ср. имать.
8. Располагать, держать что-л. каким-л. образом. Долу зрѣние имѣти, горѣ же душу. Дм., 30, XVI в. Сицѣ благословити рукою и креститися. три персты равны имѣти вкупѣ, по образу Троическому… а два перъста имѣти наклонена, а не распростерта. а тѣмъ указъ тако, то образуеть двѣ естествѣ Христовѣ. Там же, 21. А благоволитъ Богъ кому причяститися Божественыхъ Христовыхъ Таинъ… губами не свелкати, руцѣ имѣя къ персемъ согбени крестаобразно. Там же, 10.
9. что. Совершать, выполнять что-л. соответствующим образом. А которые аусбурскую вѣру держат и в тѣх мѣстехъ которые живут в городе Опенгеимъ и тѣм их вѣра и цѣрквы имѣти волно как было. ВК IV, 18, 1648 г. И лежащу ми на одре моем и зазирающу себе, яко в таковыя великия дни правила не имею, но токмо по чоткам молитвы считаю. Авв. Письма, 200, 1669 г.
10. Вступить в половую связь. Аще кто отроча продаст, а имея ― епитемии 18 лет, аще не имея ― 3 лета. Исповед., 415, 1450–1470е гг.
Иметь какое-л. сердце. Испытывать какие-л. чувства. И евангилитские короткими словали (!) обявили что им католитскимъ самим вѣдамо есть с какими великими убытками и шкотами они обѣихъ сторон воевалис и они чают что католитские такъже хрстиянское серцо будут имѣти и о том радѣти чтоб вперед кроволитие уняти. ВК IV, 67, 1648 г. Беды терпѣть каменно срдце имѣть. Сим. Послов., 78, XVII в.
2. В сочетании с абстрактными сущ. в форме вин. п. обозначает пребывание в состоянии, статусе, обозначенном сущ. А в сидение свое осадное имели мы [казаки], грешные, пост в те поры и моление великое, и чистоту телесную и душевную. Пов. аз. ратн. сид., 78, 1642 г. И абие нечаянно мимо того древа лисица идяше, где оная потребу себе имяше. Сказ. о куре, 79, 1я пол. XVII в. Рукоположен во дьяконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осьмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы,― тому двадесеть лет минуло; и всего тридесят лет, как имею священство. Авв. Ж., 60, 1675 г. Княжествовавше же той великий князь, и потомъ царствова, правивше государство свое въ ярости и во злобѣ силнѣ, тиранскимъ обычаемъ, и имѣяй со окрестными государствы войну и розвратие. Котошихин, 1, 1667 г. + XVII в.: ВК V.
Вар. имети.