БОГ, м. По религиозным представлениям — верховное существо, высшая сила, создавшая мир и управляющая им; вершитель человеческих судеб. Не три Бози, но единъ Богъ въ Троици. Дм., 21, XVI в. Ино, Боже, Боже, сотворилъ ты, Боже, да и небо-землю, сотвори же, Боже, весновую службу! Песни Р. Д., 1, 1620 г. Мы де надеемся на Бога, мочно нам и одними аглинскими карабли пройти и вас [Федора и Неудачу] провести в Ангилею безстрашно. Ст. сп. Писемского, 102, 1583 г. А наша братья все отпущены на Дон, а мы, холопи твои, одне пред Богом согрешили и пред тобою, великим государем, без вины виновати. РД I, 70, 1666 г. А есть ли толко нас избавит Бог от руки ево [турецкого султана]…, отсидимся от вас [турок] в осаде в Азове городе. Пов. аз. ратн. сид., 66, 1642 г. Бог грѣхи простит. Разг. Фенне, 256, 1607 г. Не избываи постылого не возмет Бгъ милого. Сим. Послов., 126, XVII в. Высоко Бгъ далеко црь. Там же, 87. Руской Бог похвалнова слова не любит. Ерш. Ерш., 16, 1-я пол. XVII в. — в сравн. И я, холоп твой, на твоей великого государя службе в Галиче, тебе, великому государю работаю, яко Богу. РД III, 153, 1671 г. Гсдрь кнзь…, един Бгъ без греха а я надѣюся на тебя гсдрь аки на Бга. Гр. № 146, XVII – н. XVIII вв. — Об иконе, изображающей Иисуса Христа. По три поклоны в землю предъ Богомъ положити. Дм., 19, XVI в. — В названии церковного праздника. Февраля въ 2 день слушалъ государь обѣдни у празника, Стрѣтения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Выходы ц. в. к., 322, 1660 г. — В названии церкви. У нас у Воскрснья Хрста Бга ншго ис цркви оброзовъ нихто не выбирал. Моск. письм., 305, 1657 г. — О земном наместнике Бога. А делан тот двор, как де приходил к ним из Боронталы далай-лама, для его приезду, а они называют его богом. Ст. сп. Байкова, 126, 1657 г. > Господь Бог. За преступление великое Господь Бог на них [Адама и Еву] разгневался и изгнал Бог Адама со Еввою из святаго раю. Пов. Гор.-Зл., 103, XVII в. Господи Бох пособи мене починати да концати рускому языку учити ся. Аноним. разг., 9, 1568 г. А где тех воровских казаков он, Богдан, и Василей съедут, и над теми воровскими казаки велели им поиск чинить, сколько милосердый Господь Бог помощи подаст. РД I, 78, 1667 г. Гсдрю моему Ивану Ивановичю желая от Гда Бга тебѣ гсдрю моему многолѣтьного здравия. ИНРЯ, 19, 1691 г. > Бог всемогущий, вышний(ый). Объявляем… нашего королевина величества [королевы Христины] дружное поздравление от Бога всемогущего всегда и вперед. РШЭО, 107, 1636 г. Вышний Богъ. Речь тонкосл., 120, XV в. Здравству (!) гсдрь мои дедушка Алексѣи Мутвѣевич… со всемъ своим праведнымъ домом и покровен десницею вышного Бога. Гр. № 68, XVII – н. XVIII вв. > Христос истинный Бог наш. Сами восхотехом и по своей… воле за имя Христа истиннаго Бога нашего и за обиду Росийскаго государьства единодушно помереть и крови своя пролияти. Ист. аз. взят., 54, 1637 г. > Молить (умолить) Бога(у) за кого, за что, о ком, о чем; у Бога чего. Произносить молитву(ы), обращенную(ые) к Богу. А мы [строитель Варлам з братьею] за тебя [боярина Морозова], г., и за весь благодатной дом Бога молим безспрестанно. АХБМ II, 144–145, 1660 г. Смилуися и пожалуи застав за себя вѣчъна Богу малит не пусти меня мижи двор. ИНРЯ, 227, XVII – н. XVIII вв. Отче святыи, моли Бога о мнѣ. Речь тонкосл., 70, XV в. И въ то время [царского венчания] учнутъ во всѣ колокола звонити, и во всѣхъ церквахъ Бога молити о здоровьѣ его царскомъ и о царевнинѣ. Котошихин, 8, 1667 г. Да Сеферя же говорил: “Мы деи того у Бога молим и просим, чтоб меж государей был мир и любовь”. Ст. сп. Новосильцева, 64, 1570 г. Гаврилка Могутовъ… про отца твоего [отца царя Михаила Федоровича, патриарха] такое непригожее слово говорилъ ли: “Какъ де умолитъ у Бога и станетъ прощать, тогды и святъ будетъ.” СиД, 25, 1626 г. > Молиться (маливаться) Богу. Молитися Бгу со страхом и трепетом. Дм., 19, XVI в. Молитъ ся Богу и хвалитъ ево первое дѣло въ службѣ Божиеи. Лудольф, 69, 1696 г. Богу молися а самъ не плашися. Сим. Послов., 83, XVII в. Хто на море не бывалъ, тот с прилѣжаньемъ Бгу не маливался. Там же, 149. > Славить (хвалить) Бога. Благодарить Бога, служить молебен о благополучном завершении дела. И ныне, видя ваши великого государя пресветлые очи, славим Бога и желаем вашей государской милости, чтоб нам от тех долгов очиститца вашим государским жалованьем. РД III, 294, 1673 г. Избу ставят Бга славятъ. Сим. Послов., 110, XVII в. Октября въ 14 де мировои договор учиненъ… и учали… молебенъ пѣт и Бга хвалит. В-К IV, 65, 1648 г. > Бога(у) бояться (убояться), блюстись. Страшиться, опасаться гнева Божия. Брате възлюбленныи, не боися мене, но Бога боися и заповеди его съблюди. Речь тонкосл., 69, XV в. Бога боися а цря почитаи. Сим. Послов., 83, XVII в. А Овдею б тебе [П.Внукову] поговорить, чтоб он сказал, Бога бояся, не другие ль он на нем, Ромашке, деньги берет по кабале, чтоб ему, Ромашку, в убытке… не быть. Хоз. Мор. II, 132, 1650 г. А что гсдрня и мтшка… после своево живота приказала своих днгъ мнѣ и ты и тут не пожаловал не отдал хороше бы гсдрь и Бга бояс учинит. Гр. № 25, XVII – н. XVIII вв. А он, Дорофей, не бояся Бога бьет челом на меня… бутто я, сирота, вас, государей, тем платежом обличаю. РШЭО, 476, 1687 г. А ннѣ ты [А.И.Безобразов] не убояся Бга и смертнаго часу поместье мое [Г.Аничкова] отказал. ПНРЯ, 10, XVII в. Люди худи Богу не блюдутси. Разг. Фенне, 475, 1607 г. > Волен Бог над кем, в чем и без доп. Бог имеет власть, право распоряжаться судьбой кого-л., чего-л. И я деи… против тебя не стою: волен Бог да королевна надо мною. Ст. сп. Микулина, 180, 1601 г. Волен Бог да ты в своём товару: как пригожё, так мнѣ продай. Разг. Фенне, 382, 1607 г. Ивашка, прозвище Лапоть, почал ему, Нехорошему, говорить: воленъ де Бог да г. в. св. Ф.Н. [патриарх Филарет], а попа не бить. СиД, 16, 1625 г. Въ ярославскои твоеи вотчинѣ в дрѣвне Олферове дал Бгъ здорово а впред Богъ волен. Гр. № 135, XVII – н. XVIII вв. > Бог изволил. Я [Г.Марселис] чаял что тому [делу] было быт в добрѣ а Богъ изволил не так быть. В-К III, 15, 1645 г. > Амо (же) Бог наставил см. Амо. > (Как, яко же) Бог (по сердцу) благоволит см. благоволить. > Как Его [Бога] святая воля благоволит см. благоволить. > Бог ведает да государь, в чем. И Иван сказал: “…яз вашу [господина] службу до своего государя донесу, и в том ведает Бог да государь, как к вам учнет жалованье свое держати.” Ст. сп. Новосильцева, 78, 1570 г. > Бог велит (велел), что. О независящих от человека обстоятельствах. Се яз, Василей Стефанов сын Ростопчина, что у меня селцо Иевлево да деревня Высокое, доколе Бог велит, дотоле жыву на нем яз. АФЗХ II, 136, 1534 г. Цел был дом мой, да не велел Бог жить в нем. Азб. о гол. и небог., 35, XVII в. > Как Бог велит (жить). По христианским заповедям. Не такъ жить как хочется, так жить как Бгъ велитъ. Сим. Послов., 126, XVII в. > Как Бог известит (возвестит) кому, о ком. О принятии угодного Богу справедливого, по совести решения. Да в Соловки дано наперед рубль; и за то игумену пожаловати, велети имя мое написати в сенаник (!) в вечное поминание, как ему Бог известит. А. Солов. м. II, 165, 1581 г. Пожалуи меня [Савку Карпова] холопа своег за мою службу литовскую… своим црьским денежным жалованем как тебе гсдрю Бог возвестит. Пам. южн. в.-р. нар., 8, 1588 г. Умилосердися, государь, Борис Ивановичь, пожалуй нас… как тебе, государю нашему, об нас, бедных сиротах, Бог известит на нынешний год в своем государеве оброке и в столовых запасех, чтоб нам… впредь твоево государева тягла не отбыть. Хоз. Мор. II, 136, 1650 г. Удиви гсдрь мо (!) [князь Василий Васильевич] милосьть надъ нимъ какъ тебе гсдрю моему обо немъ Богъ по серъцу ивесьтит. ПНРЯ, 19, XVII в. > Бог положит кому, что. Будет внушено что-л. угодное Богу. И тебе Василью по нашему мирскому приказу с таким члвком говорить что тебѣ Богъ положит по сердцу твоему. Сл. Перм. I, 43, 1703 г. > Как Бог поможет, кому. Да сеяна у меня [Арсения] рожь у погоста … и та рожь жати зятю моему Василью да его жены Ненилы, и тем им меня помянути и до сорочин память творити, и вперед, как им Бог поможет. А. Солов. м. II, 165, 1581 г. > Сколько Бог помощи подаст. И как к тебе [Киприяну Оничкову] ся наша [царя Ивана Васильевича] грамота придет, и ты б был на Соловках и монастыря… от приходу немецких людей оберегал, смотря по тамошнему делу, колко Бог помочи подаст. А. Солов. м. II, 166, 1581 г. А толко по вестем почаят приходу Лисовского и литовских людей, и вам [воеводам] …велено в осаде сидеть и над литовскими людьми нашим делом промышлять, сколько милосердный Бог помочи подаст и с ними битися до смерти. Поход Лисовского, 117, 1615 г. А велели [воеводы] им [есаулу Степану Павлову и атаманам Василию Болдырю и Панкрату Гаврилову] над польскими и над литовскими людьми промышлять, сколько милосердый Бог помочи подаст. Кн. сеунчей, 64, 1619 г. > Бог помощь послал, кому, на кого. Мы станем Богу молитися, чтобы нам Бог помощь послал на цареградцких богатыреи. Былины XVII–XVIII вв., 161, сер. XVII в. > Бог даст (дает, дал, пошлет) что. Нехто удоволитъ ся въ томъ что Богъ дасть. Лудольф, 65, 1696 г. Дастъ Богъ утро и день дастъ Богъ и пищу. Сим. Послов., 94, XVII в. Даетъ Богъ с нба доволно хлѣба. Там же, 96. Дал Бог полно, что людем надобь. Разг. Фенне, 216, 1607 г. — кому. Бог дал нѣмому рѣчи да нагому одёжу/бесѣду. Там же, 469. А что нам Бгъ пошлет прибыли и ему Перфилю из прибыли дат трет. МДБП, 163, 1651 г. > (Как, что) Бог даст (дал). в знач. вводного выражения. О сложившихся каким-л. образом обстоятельствах, не зависящих от человека. А войску нашему правитель Бог, а не человек: как Бог дасть, так и будет. Посл. Ив. Грозного, 153, 1573 г. Что Бгъ дастъ то и будетъ. Сим. Послов., 156, XVII в. Пусть товар у меня лежит, даст Бог, будет в людёх. Разг. Фенне, 288, 1607 г. А нне Божием изволением и аглинского короля промыслом и радѣньем, црь всеа Русии да яз [шведский король] дал Бгъ в доброи дружбе и в миру хотим мы сопча идти на него [польского короля] и с ним битис. В-К I, 27, 1617 г. > Прося у Бога милости. Уповая на помощь, поддержку Бога. И они, воеводы, прося у Бога милости, на приступе с черкасы бились до 6-го часа дни. Кн. сеунчей, 91-92, 1619 г. > Бог принесет (принес) кого, к кому. Выражение удовлетворения, радости (о том, кто появился неожиданно). Коли Бог человѣка ко мнѣ принесе, который хоче попригоже торговать, я с тѣм торгую. Разг. Фенне, 276, 1607 г. Рад де я [царь дидьянский] тебе, Гаврила, что тебя Бог ко мне принез ис такава дальняго государьства. Ст. сп. Елчина, 208, 1640 г. > Сошлет Бог смерть кому. А сошлет Бог нам [Нестеру с детьми] заимщиком смерть, и хто за статки животов наших приметца, на том на срок денги и по сроце заклад отвести. А. Солов. м. II, 161, 1581 г. > Дай (сошли) Бог кому, что, кого и без доп. а) Пожелание чего-л. Богъ даи мнѣ здараво ѣхат на рускую землю. Разг. Фенне, 187, 1607 г. Сошли мнѣ Бог глупово богатово, у кого я умѣю принять [‘получить прибыль’]. Там же, 383. Даи Бгъ ншему теляти волка поимати. Сим. Послов., 97, XVII в. б) Пожелание здоровья, благополучия при встрече, прощании. Бох дай добраи вечер. Московит., 1, 1586 г. — Богъ дай тобѣ, милая кума, и твоим подружницамъ доброй день. — И тебѣ то же, милая кума. Копенг. разг., 37, сер. XVII в. — Дай вамъ Богъ добрую ночь. — И вамъ то же, будите Богом хранимы. Там же, 36. в) В зачине письма. Гсдрю моему Андрѣю Ильичю Гришка Аничков челом бьет даи Бгъ тебѣ гсдрю моему многолетное здорове. ПНРЯ, 10, XVII в. > Не дай, Бог. Опасение, как бы не случилось чего-л. неприятного, нежелательного. Не дай Бог тому так быть, как ты меня проклинаешь. Разг. Фенне, 378, 1607 г. > (Поди) с Богом. Пожелание благополучного пути. Поди во имя Божье с Богом. Бог тебѣ проводник. Разг. Фенне, 233, 1607 г. > Суди Бог кого, кому, о чем. О решении или наказании, исходящем от Бога. Суди нам Бох о том деле. Аноним. разг., 55, 1568 г. Бгъ суди виноватова хто обидит бородатова. Сим. Послов., 81, XVII в. > Благослови Боже что. Блгослови Бже обѣдъ. Разг. Хеймера, 8, к. XVII в. > Благовест(в)уй Бог кому. Приветствие, пожелание благополучия. Благовѣщуй тебѣ Богъ, благовѣстуй тобѣ Господь, другъ! — Тебѣ тако ж! Копенг. разг., 49, сер. XVII в. > Помилуй Бог чего. Призыв помощи Бога. Помилуй Бгъ овина а теплина велика. Сим. Послов., 136, XVII в. > Сохрани Бог кого. Пожелание соблюсти кого-л. от беды, опасности. — Сохрани тебя Бгъ, гсднъ мои. — Да тебя такоже. Разг. Хеймера, 15об., к. XVII в. > Блюди Бог (Боже). кого, что. Бог блюди тебе. Godtt bewahre dy. Разг. Фенне, 190, 1607 г. — ирон. Блюди Бже рогошку, а в шубѣ вши. Сим. Послов., 83, XVII в. Блюди Бже овина а теплина велика. Там же, 84. > Бог блюдет (блюл). кого. А та моя [Аграфены Ростовской] вотчина государю моему князь Ивану Семеновичю покаместа государя моего Бог блюдет, до его живота. АФЗХ II, 350, 1568 г. — от кого. Бог меня до тѣх мѣст от худых людей блюл, да бѣс тебе нынѣча ко мнѣ привёл/привезл. Разг. Фенне, 250, 1607 г. > Бога ради. а) Безропотно; нечто как ниспосланное свыше. А всякая обида зъ блгодарениемъ терпѣти Бога ради. Дм., 33, XVI в. Не Бога ради мраз и глад и наготу терпящих битьем и похвалами воспоем. Служба кабаку, 48, XVII в. б) в знач. междом. Выражение мольбы, просьбы о снисхождении. Бога ради, господине мои, не прогнѣваися на мя, что есмь не успѣлъ тебѣ много писати. Речь тонкосл., 58, XV в. Она же [купеческая жена] рече ему [воеводе]: “Возми, Бога ради, понеже ризы многия и драгия велми в сундуках тех!” Пов. о Карпе Сутулове, 119, XVII в. Как тебя (вас) Бог милует? Вежливый вопрос о состоянии здоровья и дел кого-л. при встрече. Велел [король] нам вас, послов, встретити и о здоровье спросити, как вас Бог милует? Ст. сп. Воронцова, 8, 1586 г. Как те Бох милует? Московит., 7, 1586 г. Челом, как тебе Бог милует? Живешь здорово? Разг. Фенне, 189, 1607 г. Прикажи писать про свое многолѣтное здорове какъ тебя [кн. Василия Васильевича] гсдря моево Бгъ милует? МДБП, 25, 1677 г. — Здравствуи! Какъ тебя Богъ милует? — Спасибо, я не гораздо здоровъ. Лудольф, 46, 1696 г. Бог с тобой (вами). Пожелание удачи, благополучия при встрече, прощании. — [Гость входя]: Хто тутъ седитъ, не много ли людей? — Нѣтъ, трое или четверо. — Богъ с вами со всѣми. Копенг. разг., 20, сер. XVII в. — Прости, ино яз пошол. — Богъ с тобою! Там же, 46. [Гости уходя]: Вели нам сказат как ты проч поедешъ, и мы тебя проводимъ. — Ну Богъ с вами. Разг. Невенбурга, 12 об., 1629 г. Спаси Бог за что. Выражение благодарности. Спаси Богъ брат милои за твое почиване! Разг. Невенбурга, 12 об., 1629 г. Спаси Бог за добро(!) бесѣдѣ. Разг. Фенне, 216, 1607 г. Бог (на) помощь (помочь) кому. Пожелание успеха в работе, делах вместо приветствия или прощания. Богъ тебѣ на помочь — hülpfe dir G. zu deiner arbeit. Тронх. разг., 225, к. XVII в. Умѣешь ты свой товар иному дороже продать как мнѣ, и ты ёво продай. Бог тебѣ на помочь. Разг. Фенне, 293, 1607 г. Бог на помош. Джемс, 24, 1619 г. — Дома ли твои хосяинъ? — Не знаю, онъ з двора ѣхатъ хотѣлъ… — Богъ помочъ. Лудольф, 48, 1696 г. Дал Бог здорово. Благополучно, без происшествий. А говорил послом Штен, что государю его, королю, добре за честь, что вы, послы, дал Бог, здорово пришли. Ст. сп. Воронцова, 9, 1586 г. — в знач. сказ. Я [С.Безобразов] на Москвѣ в дому вашем [А.И.Безобразова] июля въ 16 де ещо жив… и по млсти вашеи всемъ покоен и в дому вашем все дал Бгъ здорова. ПНРЯ, 37, XVII в. В вотчине твоей государеве [Б.И.Морозова] в селе Лыскове и в приселках и в деревнях марта по 20-й день дал Бог здорово. Хоз. Мор. II, 154, 1651 г. В дмѣх гсдрь твоих дал Бгъ здарова мсца июня въ 7 днь да пришло гсдрь хлѣба с Орла стругом. ИНРЯ, 21, 1694 г. Слава (хвала) (Господу) Богу. в знач. междом. Выражение удовлетворения, радости и благодарности по поводу чего-л. Слава Богу онѣ [родители] ешо здравы. Разг. Невенбурга, 9, 1629 г. — Здраво ли мой дядюшка живетъ? — Далъ Богъ, здравъ. Слава Господу Богу. Копенг. разг., 21, сер. XVII в. — Поешьте милые братья не смотрите на то что здѣсь немного. — Слава Богу всего полно. Разг. Невенбурга, 12, 1629 г. Здорово гсднъ мои — Здорово ли ты живешъ? — Здорово, хвала Бгу. Разг. Хеймера, 6 об., к. XVII в. Чем (что) Бог послал (зашлет). Об угощении. Довольствоваться тем, что имеется. У старца в келье чѣмъ Бгъ послалъ. Сим. Послов., 147, XVII в. И всякая ества ести и мѣд и пиво молодое и вино пити или что Бгъ послал. Леч. Котковой, 189, к. XVII в. Пожалуй ѣжьте и пийте со мной, что Бог зашлет. Разг. Фенне, 218, 1607 г. Бог ведает, весть (да ты) что. О чем-н. неизвестном; неизвестно. То вѣдает Бог да ты. Тронх. разг., 225, к. XVII в. Никто с Богу (!) не думал; то вѣдает Бог один. Разг. Фенне, 230, 1607 г. Я не вѣдаю, чей тот товар; Бог вѣдѣ; купец у того товару пошёл прочь. Там же, 277. Черемиса, которые воруют, на него же [атамана И.Константинова] надеютца и со всех де сторон корм и всякие запасы к ним [казакам] возят, а чего дожидаютца — Бог весть. РД II-1, 472, 1670 г. Богъ вѣсть что намъ ѣсть. Сим. Послов., 83, XVII в. По чью-л. душу Бог пошлет (сошлет). О наступлении смерти кого-л. А Богъ по мою [Ф.Ф.Жданова] душу пошлетъ, ино послѣ живота моего роду моему и племяни въ тотъ дворъ не вступатись. А. Угл., 74, 1569 г. А Бгъ по мою [Ф.Ф.Жданова] душу сошлет, приказываю тѣло свое погрести и душу мою поминат братьям своим. МДБП, 191, 1656 г. И как жену мою [Феодосия Тимофеева] Анисью Бог по душу сошлет, — и та моя вотчина… в Левкеин монастырь. АФЗХ II, 486, 1612 г. По (о) Бозе. а) по канонам православия. Праведенъ буди… и смиренъ… умоленъ къ Богу, и человекомъ привѣтливъ…, скорбен грѣха ради, веселъ о Бозѣ. Дм., 11, XVI в. Аще кто … добрыхъ людеи по Бозѣ совѣту и наказания не внимаетъ, …прямо всѣ вкупѣ будут во адѣ. Там же, 37. А мнѣ [В.Кольцову] б про твое гсдря моего [А.И.Безобразова] многолетное здорове всечастно слышат и о Бозе радоватися. ПНРЯ, 63, XVII в. Пребывают они [унесенные куры] по Бозе и в воздержании моем мнозе, что и света сего мраморнаго не хотят видети и ни гласа твоего, курушко, слышати. Сказ. о куре, 95, 1-я пол. XVII в. б) с благословения Бога. А дѣлаючи что ни буди, начнетца слово празное и хулное… или смѣхъ… и блудныя рѣчи… и всякое мастерство и рукодѣлие не о Бозѣ совершается, Богу на гнѣвъ, а людемъ не благословено. Дм., 32, XVI в. И я [Гаврила Офонасьев] по имянишку своему и по своей приписи въ тѣхъ дѣлахъ … докладывая митрополита, упрашивалъ, чтобъ всѣ тѣ дѣла прямо сдѣлать, какъ имъ довелося по Бозѣ быть в Софийской вотчинѣ. Д. Новг. мит. Кипр., 7, 1633 г. (Как) право перед Богом. Формула-клятва в том, что кто-л. говорит правду. И судьи послали по Юрьку да по Овсяника. И судьи спросили Юрки да Овсяника: Скажитѣ, братѣ, как право перед Богом: наимовал лы (!) тот Гридка у Давыдка то селищо Лаптево? АСЭИ I, 247, 1478 г. Право перед Богом, яз тебѣ не солгал. Разг. Фенне, 236, 1607 г. > Буди Бог между кем-л. см. быть. + XVI в.: АРГ, А. Солов. м. II, Дворц. Зап., ДТП II, Ист. песни; XVII в.: Авв. Ж., Вкл. кн. ТСМ, Вкл. Новоспасск., Посл. двор. недругу, РД II-2, Сказ. Авр. Пал., Сл. Ворон., Сл. Мангаз., Ст. печ. пр., Улож. 1649 г., Южн. челобитные; н. XVIII в.: Имен. вещем. и др. источники.