БУДУЩИЙ, прич. 1. Ближайший по времени, следующий, который наступит. Было тому восмь ден что меж ншими и штотцкими побилис не могли провѣдат для чего… для долгов для тог (!) побилис то сыщется в будущих днех. В-К I, 22, 1600 г. И его королевское величество приказал в отвѣте быть в будущеи понедѣлник. В-К IV, 68, 1648 г. Гсдрь мои млстивои… здравъ буди… на многие впред будущия не замѣренныя лѣта. Гр. № 299, XVII – н. XVIII вв. А в Нижнем гсдрь у млсти твоеи промыслъ гсдрь твои без ведома твоего стало будет ли гсдрь впред будущему году к вешнему отпуску в низовые городы отпуски. Гр. № 402, XVII – н. XVIII вв. Чаетъ слѣпъ свѣту к будущему лѣту. Сим. Послов., 155, XVII в. Будущее, с. в знач. сущ. Грамматический термин: одно из времен глагола. Будущее — futurum. Лудольф, 3, 1696 г. + XVII в.: Пск. писц. кн. II, Сл. Перм. I.

2. Который потом, впредь будет (жить, действовать). Ты б и впредъ по тебѣ будущие воеводы о всемъ о томъ чинили по сему… указу, какъ о томъ писано въ сей… грамотѣ. А. Кунг., 227, 1695 г. Мир учинился промеж… всего округу союзниковъ и присвоиников и наследниковъ и по томъ будущихъ тако ж. В-К IV, 72–73, 1648 г. И после нас [шведской королевы] ншим наслѣдникомъ и свѣискои коруне по томъ будущимъ [наследникам] добро изволяемъ. В-К III, 37, 1645 г.

3. Вечно существующий. Будущию гсдрь дшу еѣ [умершей] напоминаи а внов гсдрь сужителницу себѣ наживаи чтоб дом в пристроедии попрежнему был. Гр. № 5, 1665 г.

4. По христианским воззрениям: относящийся к загробной жизни, которая наступит после физической смерти. Как служить можем [казаки] ему, царю турскому неверному, оставя пресветлой здешней свет и будущей? Пов. аз. ратн. сид., 69, 1642 г. О, милое мое чадо, незапной смерти убойся и будущия бесконечныя муки укройся, престани непотребныя беседы творити. Сказ. о куре, 98, 1-я пол. XVII в. [Татьяна]: О, велики святы, како я могу убежати от огня будущаго? Пов. о Карпе Сутулове, 116, к. XVII в. > Будущий суд Божий. [Лисица]: Како ты [кур] Бога не боишися и будущаго суда Божия не страшишися? Сказ. о куре. 89, 1-я пол. XVII в. > Будущий век. Им [прародителям] будет суд со мною перед Спасом в будущем веце, меня с ними Бог розсудит. АСЭИ I, 25, 1580 г. Чаю воскресения мертвымъ, и жизни будущаго вѣка. Аминь. Разг. Фенне, 509, 1607 г. И Прчстая Бдца… будет помощница от всѣх кознеи диявольских в сем вѣцѣ и в будущем. Дм., 16, XVI в. > В наследие вѣчныхъ благъ будущего ради покоя. Формула вкладной грамоты в монастырь на помин души. Се язъ князь Юрьи Дмитреевичъ Хворостининъ далъ есми въ домъ Живоначалные Троицы и Пречистые Богородицы и великихъ чюдотворцевъ преподобныхъ отець Серьгия и Никона, въ наслѣдие вѣчныхъ благъ, будущаго ради покоя… вотчину свою, въ Углецкомъ уѣздѣ село Клементьево зъ деревнями и съ пустошьми на рѣчкѣ на Молошкѣ. А. Угл., 82, 1614 г. > В надеяние будущихъ благъ. То же. И того-жъ 139 (1631) января въ 6 день великая старица инока Марфа Иоанновна въ вѣчной по своей душѣ поминокъ въ надѣяние будущихъ благъ пожаловала тысящу рублей. Вкл. Новоспасск., 23, XVII в. > Вечного ради покоя будущих благъ. То же. Князь Андрей (Большой) Васильевичъ… пожаловалъ ко всемилостивому Спасу… свои деревни… да пустошь… по своей братии, и по всемъ своемъ родѣ, на поминокъ ихъ душамъ вѣчнаго ради покоя будущих благъ. Вкл. Новоспасск., 6, XVII в. > На нем не буди Божия милость и Пречистые Богородицы ни в сий век ни в будущем. Заключительная формула грамоты о вкладе в монастырь. А кто возьмет то сельцо у Пречистые монастыря насильством, и на нем не буди Божия милость и Пречистые Богородицы ни в сий век ни в будущем. АФЗХ II, 53, 1511 г. + XVII в.: Котошихин, ПНРЯ, РД III, Сл. Перм. I.  Ср. будучий.