ВЕДЕТЬ, несов. 1. кого, что. То же, что ведать 1. Книж.-церк. [Татьяна архиепископу:] Бог, отче, вся видит деяния наша: аще от человека утаим странствие наше, но он [Бог] вся весть, обличения же требует. Пов. о Карпе Сутулове, 117, XVII в. Не вем бо ты [кур] меня [лису] яко искушаеши, не вем и вправду меня не знаеши. Сказ. о куре, 81, 1-я пол. XVII в. мъ а дѣла не вѣмъ. Сим. Послов., 160, XVII в. Бѣси то вѣдятъ что бабы брѣдятъ. Там же, 79. Мы же с Данилом, написав из книг выписки о сложении перст и о поклонех, и подали государю; много писано было; он же, не вем где, скрыл их; мнитмися, Никону отдал. Авв. Ж., 65, 1675 г. И в таковых мятежех мнози истинно ведяще отъезд изменников и всякие промыслы… но не возвещаху на них царю, ни вельможам. Сказ. Авр. Пал., 119, н. XVII в. И жизнь свою строити… всякому человеку малаго чина и великаго вѣдущим истинное евангельское благочестие. Сл. Перм. I, 66, 1654 г. И костромские книги записные полонъные присылаютце л к Москве с Костъромы и списки с них оставляютъ ли в том городе и в ыных или нет чтоб ведующаго [контаминированная форма действ. прич. наст. вр. глаг. ведети и ведати] человека достоверице пожалуи отпиши обо всем ко мне через почту. Гр. № 171, 1697 г. с придат. предл. Или не вѣсте, яко неправедници Царствия Божия не наслѣдятъ, якож апостолъ Павелъ рече. Дм., 20, XVI в. О сем нецыи глаголют,— истинно или ни, не вем. Сказ. Авр. Пал., 114, н. XVII в. Не вемы бо, доколе живот наш протянется, умилосердитлися владыка и даст ли нам та же чаша пить, ея же сам пил, и вас, рабов своих, напоил. Авв. Кн. бесед., 127, 1675 г. > Не весть (какой, что). Неизвестно. А на храмех [в Монголии] крестов нет: стоят на храмех нивисть (!) какие звири каменные. Росп. Петлина, 43–44, 1619 г. Да слышыл де я [братский татарин Куштак] у своих людей брацких: бежало де судно велико снизу, а на том де судне высоко нивесть што бело, да набежало де на песок, так де ево и розбило. Там же, 55. > Бог весть (веде) см. Бог. + XVII в.: ВК II, Двор тур. султ., Джемс, Лудольф.

2. То же, что ведать 2. Не вемы в себе ни следу ересей, коих пощади нас сын Божий от такова нечестия и впредь, ниж раскольства: Бог сведетель и пречистая Богородица и вси святии! Авв. Письма, 196, 1669 г. с придат. предл. И ту поляки станут без ума, не ведуще, что сотворити: како прейти или како минути. Сказ. Авр. Пал., 117–118, н. XVII в. И падох на землю на лицы своем, рыдаше горце и забыхся, лежа; не вем, как плачю; а очи сердечнии при реке Волге. Авв. Ж., 60, 1675 г. себе. Бедныи же веды себе, что погибель ему будет от брата и от попа, и умысли себе смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Пов. о Шемякин. суде, 21, XVII в. И глядяше кур прекрасный семо и овамо, и не веды себе водворитися камо, зане един никогда не живяше и того ради сумнителен бяше. Сказ. о куре, 79, 1-я пол. XVII в. || с отриц. Находиться в беспамятстве. Постави на главѣ его копръ [‘укроп, анис’] не вѣдущу ему. Леч. Щук., л. 91, XVII–XVIII вв.

3. Употребляется вместо глаг. видеть воспринимать зрением’. И я [Никита Леонтьев] …пошел къ заутрене и стал на улицу воротишка отворят и ворота не отворяются… и осмотрю (!) воротишка связаны болшие и малые вмѣсто веревкою пенковою и у колоколца веревка оторвана… и я собрал стороннихъ людеи и они то вѣдели и я имъ заявил. МДБП, 87–88, 1674 г.