ДУХ, м. 1. ед. Воздух. А ныне [король] поехал погуляти недалеко, мили з две, не на долго время, потому что здесе в городе дух тяжел, чтоб его иной ветр обнял. Ст. сп. Воронцова, 14, . Духъ. the aire. Ридли, 135, . Та твоя государева соболиная казна стоит в Якутцком остроге много годов в новых сырых онбарах, а от сырово духу соболи портятца и заплеснеет. Сл. Сибир., 39, . || Спертый воздух. [Если бы] не отворял дверей казеношных, и мы б, холопи и сироты твои, з духу и з жару задушилися. Сл. Сибир., 39, . || ед. и мн. Газ, испарения. Земля в себѣ имѣет руды сѣряные квасцовые и изѣстные. откуду иногды происходитъ дух вредителнои к носу члческому. Назиратель, 176, XVI в. Смрадные духи зѣло врежают телеса звѣреи тонких. Там же, 289. Ср. аер.
2. ед. Запах. От духу смраднаго от человеческаго трупия, отягчали мы [защитники Азова] все и изнемогли. Пов. аз. ратн. сид., 75, . Все бы стояла непочятые, и почятые суды в росолѣ, да пригнетено дощечкою, да и каменемъ тяжелымъ. …а то все в ледъ всекати, а мясо повремени вывѣшивати, а и в рыбе толке духъ появитце, ино перемывъ вывѣшивать же. Дм., 63, XVI в. Нечювственаго духу гнушаемся, хмелного, чесночного, болного, и всякого смрада. Там же, 10. И помаграны коли будут саженые меж древесы масличными, такъ чтобы дух с нихъ не масличныи доходилъ добрѣ имъ пособляют. Назиратель, 260, XVI в. Клади накрышку на бочку да затыкай, добро дух [duch, de röke] не иде вон. Разг. Фенне, 358, . Стали выше города Балха на реке Дарье и в летнюю пору в жаркие дни мно[гую] животину: лошеди и коровы и верблюды и овцы и собаки — побивали, привязав, метали в реку Дарью, и от того де стерва учинился в Балхе большой дух, и от духу и от воды многие индейские люди оцынжали и перемерли. Россия и Восток (Инд.), 32, . Нашъ Ульянъ и з духу пьянъ. Сим. Послов., 128, XVII в. А держати на зубѣхъ орѣшки долго, чтобы зубы наималися духу от того орѣшка. Леч. Щук., л. 30 об., XVII–XVIII вв. ― образно. Говорил царь таково слово: Ай Малюта-та Шкурлаткин сын! Да что же от сердца песий дух пахнё? Ист. песни, 350, XVI в. + XVII в.: Двор тур. султ., МДБП, Разг. Хеймера, Сл. Нерч. I.
3. ед. О свойствах спиртных напитков. Крепость. Меду кислого доброго братинку с невеликой духъ пит дать. Леч. Щук., л. 17, XVII–XVIII вв.
4. ед. Дыхание, вдох или выдох. Чюдотворныя и многоцѣлебныя мощи. по молении прекрестяся поцѣловати, духъ в себѣ удержавъ. Дм., 10, XVI в. Аеръ или воздухъ опять слишкомъ теплои составы в телеси отворяет. и мокроты всякия ростопляетъ, дух распущает. жажду множит, силы и крѣпости дшевныя попирает, или задушает, стравления в желутку не попущает. Назиратель, 113, XVI в. > Дух перевести. [Царь:] Не могу поляницой удалой владеть: руку-ногу закинет на меня жена,— не могу духу перевести. Ист. песни, 463, XVI в. > Единым (одитным) духом. Флк. Без остановки, сразу в один прием. А выпилъ чару единымъ духомъ. Кирша Дан., 303, XVIII в. И подносит великии ласков князь Владимер киевскои меду слаткова Тугарину Змеевичю чару в полпята ведра, и он ее выпивает одитным духом досуха. Былины XVII–XVIII вв., 140, 2я пол. XVII в. || Глоток. Дай дух пива спить [Dai duch pivo spitt, Giff my eynen drungk beers tho drinken], горло у меня пересохло. Разг. Фенне, 250, . Ср. дыхание.
5. По христианским представлениям — нематериальное божественное начало в человеке. А иные ревнители закона суть, уразумевше лесть отступления, да не погибнут зле духом своим, собирающеся во дворы с женами и детьми, и сожигахуся огнем своею волею. Авв. Кн. бесед, 126, . Симъ обычиемъ истинии поклонцы поклонятся отцу духомъ и истинною [in spiritu et veritate adorant]. Лудольф, 80, . Толка по блгодати гсда ншго Ииса Хрста по духу наричемся вси братие. Грамотки, № 52, XVII – н. XVIII в. Духъ бодръ плоть немошна. Сим. Послов., 95, XVII в. Ср. душа, дыхание.
6. По мифологическим и религиозным представлениям — бесплотное сверхъестественное существо. Спасителъ скажетъ: не вѣсте каково духа [cujus spiritus] дѣти есте. Лудольф, 75, . || Бес. [Святой Савва:] И от безвременной смерти моей буди избавитель, а во время исхода моего скоро помози ми от воздушных духов. Рус.-грузин. отн. I, 20, . > Лукавый дух. Мы, молющиеся тебе [святому Савве] …украсили икону ангелский образ твой, чтоб… от дух лукавых избавил душу мою [молящегося]. Рус.-грузин. отн. I, 20, . > Нечистый дух. По исповеди же оной нападе на Савву дух нечистый и начат немилостивно мучити его, ово о стену бия, ово о помост с одра его пометая, ово же храплением и пеною давляше и всякими различными томленми мучаше его. Пов. о Савве Грудц., 99, 60е гг. XVII в. Не внидет в него духъ нечистыи. Леч. Щук., л. 91, XVII–XVIII вв. || Дьявол. Увы, ослепил сатана [никониан]! Водимы духом противным, и сами не сведят, камо грядут. Авв. Кн. бесед, 133, . Ср. дьявол.
7. ед. Одна из ипостасей христианской Троицы. Сия суть: Господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, Дух, Бог и прочая по тому разумевай. Авв. Ж., 55, . > Святой (Пресвятой) Дух. Веруеши ли в Отца и Сына и Святаго Духа? — И рече каися: Верую в Отца и Сына и Святаго Духа. Исповед., 544, . Третья троица: начала, архангели, ангели, сирѣчь, 9 чиновъ ангельскихъ, поющихъ и славящихъ едину триипостасную Троицу, Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа. Арс. Сух. Проск., 44, . Некий священник егда творяще просвиромисание, прихождаше к нему Дух Святый в видении орла. Авв. Кн. бесед, 146, . Бгъ стыи дхъ [boog Swatij doegh] godt de Heijlige geest. Разг. Хеймера, 2, . Благословена еси [Богоматерь] сокровеное сокровище всех благих Духом Пресвятым! Сказ. Авр. Пал., 196, н. XVII в. По отпусте часов Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Обиходник Никифорова, 118, . ― В названии церкви. Исъ переулка направо къ Большому ряду лав[ка] церковная Духа Святого изъ Домантовы стѣны, а сѣдитъ въ ней Петрушка Микулинъ сынъ. Пск. писц. кн. I, 55, к. XVI в. ― в образном контексте. Царь Арчил наш сладки и милостивы жилище Святаго Духа. Рус.-грузин. отн. I, 23, . > Сошествие Святого (Пресвятого) Духа. Один из двунадесятых праздников, отмечаемый на 50-й день Пасхи; День Святой Троицы, Пятидесятницы. Сшествие с[вя]т[о]го д[у]ха — pfingsten. Тронх. разг., 37 об., 241, к. XVII в. На отдание Сшествия Святого Духа звон во вся. На братию хлебы белые, шти или ушное, квас ячной, двоя рыба, каша. Обиходник Никифорова, 127, . ― В названии церкви. Стрегущим некогда на церкви Духа Пресвятаго Сошествиа и спящим в пременении, един же стрежаще по обычаю и обзираше всюду, да не явится от коея страны ко граду внезапное пришествие врагов. Сказ. Авр. Пал., 171, н. XVII в. Никон патриарх… пожаловал… вкладу на подписку церкви Сшествия Святаго Духа денег 200 рублев. Вкл. кн. ТСМ, 38, . ― В составе устойчивых формул. > Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. АСЭИ I, 162, . Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб Божий князь Андрей Феодорович, пишу сиу духовную грамоту своим целым умом, кому ми что дати и у кого ми что взяти. АФЗХ II, 18, . Во имя Отца и Сына и Святаго Духа [svætago ducho, des hilligen geistes], Аминь. Разг. Фенне, 189, . Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Святыя живоначалныя Троицы. АФЗХ II, 485, . Во имя Отца и Сна и Стго Дха… се аз раб Бжии старецъ Феофан… пишу сию дховную изоустную памят. МДБП, 191, . Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь се аз рабъ Бжи Суздалского Покровского двча мнстря… Михаило Назаров отходя сего свету пишу я себе изоусную духовную памет в целе уме и в разуме. Пам. Влад., 248, . > Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава отчу и сыну и светому духу и нына и присно и вовѣки вѣкомь аминъ. Разг. Фенне, 187, . + XV в.: Речь тонкосл.; XVI в.: АРГ, Дм., Сл. Каз.; XVII в.: Россия и Восток (Инд.), Сл. Каз. 21, Сл. Нерч. I, Сл. Перм. I.
8. Умонастроение, состояние чувств и мыслей. Право такъ. Соры [ссоры] не придутъ от духа миру [a spiritu pacis] и кротости. Лудольф, 74, . Даи Богъ намъ всемъ духа миру [spiritum pacis] и правды, освятящого и просвѣщащого насъ. Там же, 79.
9. Исповедь. И нам [старцу Тимофею с братьею], богомольцом твоим [Б.И.Морозова] и старицам, на дух ити невозможно. АХБМ II, 181, .
10. Внутренняя, жизненная энергия. ― мн. А коли ж злои аеръ будет. а к тому еще смѣшаются с ним мрики, или туманы, или пары с прудовъ или из болот. тогда все сопротивно прирожениям члческим бывает потому что телеса духи в них печално се, и нерадостныя дѣлаются сего ради смущения и вреждения мокроты ихъ. Назиратель, 116, XVI в. А мало мокроты какъ то есть во ефиопскои, или в муринскои землѣ, тамо люди не могут быти крѣпкие, или долговѣчные. но около тритцати лѣтъ уже к старости приходятъ. и бывают несилные, и несмѣлого срдца, потому что в таковых людех, духи и силы не суть совокупленые. Там же, 140. || О растениях. Сок. Чрез таковое стиснения. духъ в середке или в стрежне сущии, которои имѣлъ бы древо оживляти, задушенъ бывает верхнею твердостию или жестокостию древа. Назиратель, 219, XVI в. Хлѣбъ и деревия ни от чего не ростетъ толко дхом оживляющим. и мокротою в землѣ замкненою. которои духъ частым рождениемъ уменшачися и убываетъ, до коихъ мѣстъ опять збирается крѣпостию слнчною в землѣ. Там же, 352. Ср. душа.
11. Роса. На всяком древеси и на травѣ есть пара или духъ, пара есть сугубая. едина мокротная и водная. другая есть вѣтреняя и сухая. Назиратель, 229, XVI в.