ЖИВОНАЧАЛЬНЫЙ, прил. Книж.-церк. Заключающий в себе начало жизни. > Живоначальная Троица. Трехипостасное божество (единый Бог, сущий в трех лицах,— отца, сына и святого духа), по представлениям христианской религии, заключающее в себе причину и начало жизни. ― В начальном формуляре духовных грамот. Во имя отца и сына и Святаго Духа святыя Живоначалныя Троицы. АФЗХ II, 485, . Во имя свтыя и живоначалныя… Троцы… азъ… Голохвастов… приказываю дшу мою грѣшную поминать боярину Ивану Михаиловичю Милославскому. МДБП, 192, . ― Об изображении. Кресть-резь на синолое; назаде вверху Живоначалная Троица. Сл. Каз. 21, 72, . Дачи по немъ [князе Дмитрии Иоанновиче] въ 100 году мати его…: покровъ камка вишнева, на ней шитъ образъ чудотворца Кирилла, вѣнецъ шитъ золотомъ, надъ главою шита Живоначальная Троица. Кн. корм. Кир.-Б. м., 59, XVII в. ― В названии иконы. А подлѣ царскихъ дверей въ настоящей церкви, по правую сторону, поставить образъ Живоначальные Троицы, а по лѣвую сторону царскихъ дверей, межъ сѣверныхъ, образъ пречистые Богородицы. А. Ивер. м., 931, . ― В названии церковного праздника, установленного в память сошествия Святого Духа на апостолов, на 50-й день после Пасхи (Пятидесятница). На празникъ Живоначалныя Троицы, ходилъ государь къ обѣднѣ, къ Благовѣщению Пречистыя Богородицы, что на Сѣнехъ. Выходы ц. в. к., 17, . ― В составе названия монастыря, церкви. По приказу мужа своего Грогорья Лвовичя, се яз, Соломонида, своими детми з Зъхарьею, да с-Ыгнатьемъ, да с Офонасьемъ, да с Тимофѣемъ, да с Ондрѣемъ, дали есмя в дом Святои Живоначалнои Троице Сѣргиеву монастырю игумену Пасѣе зъ братьею свои земли Возгрево, да Давыдцово. АСЭИ I, 369, . Да даю яз же, Петр, в Сергеев монастырь к Живоначалной Троицы… село свое свое Молечкино, вотчина и з деревнями. АФЗХ II, 87, . И в лето 7099е [1591 г.] царь… Федор Ивановичь всея Русии пойде в дом Пресвятыя Живоначалныя Троица. Сказ. Авр. Пал., 102, н. XVII в. Июля въ 26 день далъ вкладу Пресвятыя и Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря соборной старецъ Тихонъ Казанцевъ 3 книги писменые, в десть, доброва писма. Вкл. Нижегор., 11, . В церкве Живоначальныя Троицы к образу Пречистые Богородицы Одигитрия — моление чюдотворца Сергия, приложил серьги яхонты лазоревы, на золоте зерна гурмышские. Вкл. кн. ТСМ, 73, . Живоначалныя Троцы (!) Антониева Сиского мнстря по блгословению и по приказу отца нашего игумена Феодосия еже о Хрстѣ з братею памяти приходная и росходная казенным денгам и хлѣбным запасом и иным обиходом пулонского рыбного промысла прикащика старца Лазаря. Кн. Пулон. рыб. промысла, л. 1 об., . А нынѣ де у него архимандрита съ братьею и того села Богородицына у прихожанъ намѣрение есть, что въ томъ селѣ построить церковь Живоначальные Троицы каменная съ предѣлы. А. Ивер. м., 930–931, . || Церковь, названная в честь Святой Троицы. И все воротни (!) и каменщики и прихожане Троицы Живоначалных и Пимина великова все сказали по свтои Хрстове евангилскои заповеди еже еи еи ни ни, что в ннешнемъ… году цркви Пимина великого прихожене образы носили ис церкви. Моск. письм., 308, . + XVI в.: АРГ, Гор. России, Дипломат. 4, Жал. и указ. гр., Сл. Каз.; XVII в.: А. Угл., Кн. Андрея, Кн. Заонеги, Кн. Илинарха, Кн. Иоиля, Кн. Орлов. промысла, Кн. Феодосия, Кн. Филарета 2, РД II1, Сл. Каз. 22, Сл. Каз. 23, Сл. Мангаз., Сл. Перм. I, Тетрадь прих.-расх., Улож. ., Южн. челобитные.